Правильные вопросы

Правильный вопрос – настоящий ключ, помогающий «открывать» дверь в неизвестное. Умение спрашивать позволяет получать максимум полезной и правдивой информации. Способность грамотно отвечать на поставленные вопросы не менее важна. Благодаря ей ребенок может продемонстрировать свои знания или доказать свою точку зрения. Сегодняшняя статья расскажет, как правильно ставить вопросы и отвечать на них.

О важности правильной поставки вопросов

Итак, правильно поставленный вопрос позволяет:

  • Получить новую информацию
  • Уточнить полученные ранее сведения
  • Продемонстрировать свое мнение или отношение к чему-либо
  • Сформулировать проблему
  • Разговорить собеседника

Попытки сформулировать хороший вопрос запускают умственную деятельность, заставляют школьника сосредоточиться на теме, сориентироваться в ней, формируют интеллектуальный «голод», который является основой познавательной деятельности. Многие преподаватели убеждены в том, что способность задавать вопросы является показателем знаний ученика и его интеллектуальных возможностей.

Вопросы важны не только в учебе но и в простом общении. Во многом именно от них зависит, зайдет ли разговор в тупик или разовьется дальше. Именно поэтому так важно тренировать и совершенствовать умение задавать хорошие вопросы.

Что такое хороший вопрос

Правильные вопросы

Источник фото

Как уже подчеркивалось выше, важно не просто задать вопрос, а сделать это хорошо. Что это значит?

Наверняка, вы неоднократно сталкивались с тем, что спрашивая о чем-то собеседника, не сразу получаете ответ. Достаточно часто у последнего вырывается: «Хороший вопрос…» Это означает, что человек задумался, запустил мыслительный процесс, что ответ не лежит на поверхности и нужно постараться, чтобы его отыскать. При этом вопрос достаточно однозначен и четок, то есть касается конкретной темы, определенных вещей и явлений. Из всего это следует, что хороший вопрос:

  1. Имеет правильную форму. Построен по правилам русского языка, начинается с вопросительного слова («Как…», «Зачем…», «Кто…», «Почему…» и т.д.) или вопросительной формулировки («Интересно было бы узнать…», «Как ты думаешь…» и др.).
  2. Конкретен. Лишен расплывчатости и неоднозначности, направляет мыслительный процесс в сторону строго определенной темы.
  3. Заставляет задуматься и «включить» мозг. Требует развернутого ответа, а не просто согласия/отрицания или односложной фразы. Затрагивает несколько мыслительных процессов: внимание, воображение, память, мышление.

О значимости умения отвечать на вопросы

Четкий и правильный ответ на вопрос позволяет:

  • Продемонстрировать знания, отношение, мнение, оценку
  • Сориентировать собеседника в теме, удовлетворить его интерес, любопытство
  • Поддержать разговор

В учебной ситуации на первый план для школьников выступает демонстрация знаний или выражение мнения. Учителя судят об этом по форме ответа, его развернутости и связности. Достаточно часто ученики знают материал, но не могут собрать мысли воедино и хорошо ответить на вопрос, вызывая у преподавателя ощущение того, что ребенок не разбирается в теме.

В ситуации межличностного общения также важно уметь ответить так, чтобы развить и поддержать диалог и не вызвать у собеседника отторжения.

Учимся задавать хорошие вопросы

Есть несколько условий, при которых сформулировать хороший вопрос просто:

  1. Искренний интерес. Важно, чтобы ученику была интересна тема, хотелось узнать по ней как можно больше. Если заставлять ребенка искусственно задавать вопросы (например, давать задание прослушать сказку и обязательно что-то по ней спросить), то вся его мыслительная деятельность будет направлена только на то, чтобы придумать хоть какой-то вопрос, а сам вопрос будет некачественный, «для галочки».
  2. Незнание ответа на свой вопрос. Если ребенок заранее знает, каким будет ответ, то не заинтересован в нем. Он не открывает ему ничего нового, не дает информации.
  3. Отсутствие страха. Очень часто дети не задают родителям и учителям вопросы по интересующей теме потому, что боятся показаться глупыми, не считают допустимым спрашивать что-либо. Чтобы этого избежать, необходимо объяснить ребенку, что ситуация, когда он чего-то не понимает или не знает, совершенно естественна, что такие вопросы наоборот поощряются и даже необходимы в ситуации обучения.

Упражнения

Вопрос «тонкий» и «толстый»

Вопросы делятся на открытые, требующие развернутого ответа, и закрытые, на которые можно коротко ответить. Первые являются более ценными и правильными, особенно в ситуациях обучения и общения. Чтобы ребенок научился их разделять, ему дается задание создать таблицу из двух столбцов. В одном будут «тонкие»-закрытые вопросы, в другом – «толстые»-открытые. Вопросы ученик может придумать самостоятельно или распределить по графам составленные взрослым предложения. После завершения упражнения происходит проверка и разбор ошибок.

Примеры вопросов:

  • Открытые: «Какая существует связь между временами года?»; «Почему птицы улетают на юг?»; «Как ты думаешь, что хотел сказать автор в этом стихотворении?» и пр.
  • Закрытые: «Который сейчас час?»; «Сколько существует материков?»; «К какому направлению искусства относится эта картина?» и др.

Ромашка вопросов (Ромашка Блума)

Правильные вопросы

Источник фото

Так называют схему в виде цветка, на каждом лепестке которого написан определенный вид вопроса:

  • Простой. Требует извлечь знания из памяти, воспроизвести какие-то даты, цифры, имена, небольшие куски информации и пр.
  • Уточняющий. Служит для подтверждения чего-то, удостоверения в том, что правильно понял собеседника. Начинаются с фраз типа: «Правильно ли я понял, что…?», «То есть Вы утверждаете…?» и т.п.
  • Оценочный. Помогает оценить что-либо, выявить критерии этой оценки, понять различия между объектами или явлениями. Например: «Почему это считается плохим?», «Как бы ты оценил это сочинение?», «В чем разница между…?».
  • Интерпретационный. Требует объяснения чего-либо. Однако должен заставлять задуматься, а не просто воспроизвести имеющиеся знания. Будут различаться в зависимости от возраста и номинальных знаний ученика.
  • Творческий. Для ответа на него необходимо проявить фантазию. Как правило, в его формулировке присутствует частица «бы»: «Каким был бы мир, если бы люди умели летать?».
  • Практический. Дает возможность установить связь между теоретическим и практическим, понять, когда и где в жизни применяются те или иные знания. Например: «А как бы вы поступили в такой ситуации?», «Где в обычной жизни можно наблюдать процесс диффузии?».

Ребенку нужно придумать собственный пример для каждого типа вопроса или наоборот определить, к какому типу относится тот или иной вопрос.

Учимся давать хорошие ответы на вопросы

Правильные вопросы

Источник фото

Для хорошего ответа тоже можно сформулировать несколько благоприятных условий:

  1. Время на сосредоточение, сбор мыслей. Чтобы ученик смог вспомнить какую-то информацию, подумать и сформулировать правильный ответ, необходимо дать ему время. Затруднения и волнение совершенно естественны, поэтому нужно поддержать ребенка, приободрить словом или улыбкой, в ряде случаев задать наводящие вопросы.
  2. Соответствие теме вопроса. Часто школьник не может дать хороший ответ, потому что не совсем улавливает тему или отвлекается на другие мысли. Чтобы избежать этого, самому ученику нужно спросить себя, соответствует ли его мысль заданной теме, прикинуть, способна ли она дать ясный ответ. А взрослым – направить школьника в правильном направлении, если он чувствует, что ребенок уходит в сторону.
  3. Развернутая формулировка. Хорошие ответы отличаются продуманной структурой и подробностью.

Упражнения

Вопросительное слово – понятие

Задание: на каждое вопросительное слово придумать как можно больше понятий-ответов.

Например:

  • Кто? Ребенок, животное, ежик, мама, моряк, продавец.
  • Что? Диван, платье, компьютер, телефон, елка.
  • Почему? Мало времени, закончились деньги, наступила зима, идет дождь.
  • Как? Красиво, быстро, успешно, эффективно.
  • Какой? Очень занятой, вечерний, прекрасный, заморский.

Задание можно начать с понятий, состоящих из одного слова, потом – с двух, трех и т.д.

Банк ответов

Если ребенок затрудняется быстро придумывать ответы, поможет составление своеобразного банка, т.е. списка всевозможных ответов на разные вопросы. Необходимо, чтобы составляемые ответы были развернутыми, четкими, определенными, правильно отражали суть вопроса. Понадобится помощь взрослого, если самостоятельно ученику трудно это выполнить.

Источник заглавной картинки

Мудрая сова 11 сентября 2015