Опыт работы в школе 42 года. Окончила Кировское училище искусств по специальности теория музыки (1978), высшая квалификационная категория, заведующая теоретического отделения школы. Опыт работы с детьми любого возраста, а также со взрослыми. Прекрасно знаю все трудности и проблемы, с которыми сталкивается ученик, обучаясь в муз. школе. Моя задача научить понимать и полюбить сольфеджио. Подготовлю к поступлению в муз.школу, муз. колледж, могу быть репетитором для школьников. Есть опыт работы дистанционно (7 лет). Помимо сольфеджио могу помочь по муз. литературе. Мои ученики участвуют в олимпиадах и конкурсах разного уровня и занимают призовые места
«Музыка не только доставляет нам удовольствие. Она многому учит. Она, как книга, делает нас лучше, умнее, добрее!» Д. Кабалевскии?
Каждый раз, когда я набираю 1 класс, а это 50-60 человек, в конце августа встречаюсь с родителями будущих первоклассников, и не только для знакомства. Я рассказываю им о необходимости занятий музыкой, об очень важном и нужном предмете сольфеджио. В конце учебного года я провожу открытые уроки для родителей и опять объясняю, какие процессы происходят в голове их детей при выполнении разных задач. И эта многолетняя практика дает свои результаты: практически все дети доходят до выпуска. В беседе с родителями выясняется, что они помнят и урок и мое выступление. Более того - в течение всего срока обучения родители очень дорожили уроками сольфеджио. Сейчас я хочу в сжатой форме рассказать то, о чем я говорю своим родителям своих учеников. Самое главное, что все дети рождаются талантливыми, только какие-то таланты явно выражены, а до каких-то еще надо "докопаться", и это самое сложное. Здесь надо прикладывать усилия не только самих детей, но и их родителей. Хорошо бы встретить учителя, который бы помог развить этот талант или, точнее сказать, способности, и увлечь ребенка. Иногда имеет значение и возраст, когда начали заниматься, хотя, на мой взгляд, это не так уж принципиально. Известны примеры, когда к музыке пришли в достаточно зрелом возрасте: А. Хачатурян, И. Архипова, М Мусоргский, Н. Римский-Корсаков и т.д. Так вот, возвращаясь снова к музыке, хочется вспомнить короткую притчу. Пришел к мудрецу отец и спросил, надо ли заниматься музыкой, если у его ребенка уже есть муз. способности. "Конечно надо"- ответил мудрец. "А если их нет"- снова спросил отец, "Тем более надо заниматься"-прозвучал ответ. И я с этим полностью согласна. Все мы знаем о роли каждого полушария нашего головного мозга: у кого-то развито больше правое, у кого-то левое. Занимаясь музыкой, мы развиваем оба полушария. Более того, ученые всего мира доказали, что у музыкантов более прочные нейронные связи между этими полушариями, чем у тех, кто не занимается музыкой. Муз. занятия очень разнообразны: это и игра на инструменте, и пение в хоре, и муз. грамота, и сольфеджио, ритмика, муз. литература, игра в ансамбле или в оркестре и еще много чего. Но один из важнейших предметов - это сольфеджио. Более многогранного предмета нет. Здесь не только учат ноты, но и записывать их, петь, играть на фортепиано (хотя дети могут учиться на любом другом инструменте, вот и приходится осваивать еще один). Мы знакомимся с интервалами, аккордами, учимся их строить в разных тональностях и от любой ноты, определять на слух. Подбираем мелодии и сочиняем к ней второй голос или аккомпанемент, сочиняем свои мелодии под какой-то текст или под ритм, но самое сложное - это записать мелодию по слуху. Но вернемся к пению. Казалось бы - что сложного спеть мелодию по нотам, ведь мы этим занимаемся чуть ли не с первого урока. Но представьте себе, что приходится делать ученику: он должен увидеть ноту, вспомнить как она называется, как звучит и сколько по времени звучит; при этом он должен помочь себе рукой, отстукивая доли или какой-то написанный отдельно ритм, совершенно непохожий на ритм мелодии, или дирижировать в нужном размере. А жесты у каждого размера разные и надо помнить, куда рука должна двигаться: вверх или вниз, вправо или влево. Но часто мы усложняем задачу: поем мелодию в другой тональности. А это что значит? Это значит, что видим одни ноты, а петь надо, называя другие, при этом остальные задачи сохраняются. Удивительно, но дети делают это легко и с удовольствием и даже не догадываются о сложности. Но когда об этом узнают их родители, то пребывают в легком "шоке" от того, что делают их дети. Я уж не говорю, что на уроках сольфеджио мы развиваем все виды памяти и координацию. Вот такой нужный и необходимый предмет сольфеджио. Я предвижу, что читая этот мой рассказ о сольфеджио, некоторые подумают, что их ребенку надо только научиться играть на инструменте, и ни к чему все эти сложности: все, что надо, нам расскажет преподаватель по инструменту. Я согласна, можно без всего этого и обойтись, но как он будет разучивать новое произведение без этого учителя, без его подсказок? Это то же самое, что учить иностранный язык, не зная перевода слов, правил построения предложений и т.д.. И последнее. В настоящее время у некоторых музыкантов бытует мнение, что сольфеджио может преподавать каждый: мы же его знаем, значит, и других научим. Но в каждом деле есть свои тонкости, секреты, наработки и опыт. Как говорится в одной пословице, пироги должен печь пирожник, а сапоги тачать сапожник. Так что лучше довериться профессионалу.